Стресс в студенческой среде

Сегодня слово «стресс» находится на пике популярности и исследуется большим количеством ученых. Ряд исследований доказывают, что он вызывает болезни и может привести к образованию раковых клеток. Психологи призывают к борьбе со стрессом.

Студенты, оценивая признаки стресса, наиболее выраженным проявлением стресса назвали снижение работоспособности и повышенную утомляемость, нарушения сна. Студенты отмечали проблемы в общении, нарушения социальных контактов. К объективным факторам – большую учебную нагрузку, строгих преподавателей, жизнь вдали от родителей. При стрессе обычно страдает интеллектуальная деятельность, внимание, страдают функции памяти. Одно из первых мест занимает экзаменационный стресс, который, вызывает психическое напряжение у студентов. Экзаменационный стресс оказывает негативное влияние на студентов. Если во время подготовки экзамена студент стимулирует себя кофеином, то это может приводить в последующем к стойкому повышению артериального давления у студентов. Во время экзаменационной сессии организм студента 24 часа испытывает интенсивную умственную нагрузку; ограничение двигательной активности; нарушение режима сна; эмоциональные переживания. Все это приводит к нарушению нормальной жизнедеятельности организма. Экзаменационный стресс представляет собой серьезную угрозу здоровью студентов. Следует отметить, что экзаменационный стресс не всегда носит вредоносный характер. В определенных ситуациях психологическое напряжение может иметь стимулирующее значение, помогая в решении поставленных задач. Коррекция уровня экзаменационного стресса может достигаться разными средствами – при помощи препаратов, оптимизацией режима труда и отдыха, при помощи системы биологической обратной связи и т. д. На первом курсе перед студентом стоит ситуация неопределенности, что требует мобилизации многих ресурсов организма. На определенном этапе студент успешно справляться с различными воздействиями. При этом уровень функционирования организма сопровождается интенсивной тратой жизненных резервов. Если организму в течение определенного времени не удается приспособиться к экстремальному фактору, а ресурсы его истощились, то может наступить истощение. Длительность учебной сессий продолжается несколько недель, и может сопровождаться нарушением сна, повышенной тревожностью. Это в свою очередь может привести в дальнейшем к страхам экзаменов, нежеланию учиться, неверию в собственные силы. В случае экзаменационного стресса такие студенты мысленно перебирают в уме негативные факторы, согласно которым его может ожидать неудача на экзамене. Неблагоприятный прогноз будущих событий, вызывает страх перед будущим, и студент не догадывается, что сам является автором этого «ужасного» будущего. Важный элемент режима дня студента – самоподготовка. Если студент садится за выполнение заданий в определенное время, то к этому часу происходит настрой. Лучшее время для самоподготовки с 16 часов до 20 часов вечера. У студентов увеличивается время при подготовке различных заданий, работы за компьютером. Вследствие вынужденной длительной статической нагрузки ухудшаются обменные процессы. Во время выполнения различных заданий через каждые 45 минут необходимо делать разминку: встать из-за стола, наклониться вперед, в стороны, помассировать плечи. Часть устных заданий можно выполнять стоя, у окна, чтобы свет падал на читаемую поверхность. Малоподвижный образ жизни современного человека приводит к тому, что нарушается функциональное состояние всех систем организма. Утренняя гигиеническая гимнастика является достаточно эффективной формой для ускоренного включения в учебно-трудовой день. Она ускоряет приведение организма в работоспособное состояние. Систематическое выполнение зарядки в течение дня улучшает кровообращение, способствует более продуктивной деятельности мозга. Использование различных форм физической культуры играют существенную роль в оздоровлении учащихся и повышении работоспособности. Высокая нагрузка на зрение во время учебы вызывает утомление органов зрения и различные нарушения. Поэтому профилактика зрительного утомления и перенапряжения достаточно актуальна. Методы профилактики перенапряжения зрительного аппарата весьма разнообразны. Это – прежде всего правильное освещение, соблюдение гигиены зрения, мытье рук с мылом, чистые носовые платки. Существенное значение имеет и питание, степень его сбалансированности по содержанию пищевых веществ и особенно витаминов. Необходимо защищать глаза от яркого солнца в летнее и весеннее время от ультрафиолетовых лучей. Особенно важна гимнастика для глаз. Для бодрости, снятия усталости в течение дня хорошо проводить массаж ушей. Подготовке к экзаменам следует отводить наиболее благоприятные для этого утренние часы, чередовать часы повторения учебного материала с активным отдыхом (прогулками). Подготовка к экзаменам в ночное время нарушает регулярность и продолжительность ночного сна, необходимого для восстановления работоспособности организма учащихся. Подготовка к экзаменам очень напряженный и ответственный период. И от того, насколько правильно организован режим занятий – зависит успешная сдача экзаменов. Успешная сдача экзамена зависит от двух условий: свободного владения материалом сдаваемого предмета и умения владеть собой во время экзамена. Первое условие подразумевает прилежание и систематические занятия в течение учебного года. Умение владеть собой можно и нужно вырабатывать. Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить большой объем материала. Полезно составить план, схему, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала. При подготовке к экзамену можно себя настроить психологически. В последний день перед экзаменом вновь можно повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах. Перед экзаменом важно выспаться! Для того чтобы без труда уснуть, во второй половине дня накануне экзамена исключить из своего рациона кофе, чай, шоколад, колу. Выполнение наших советов поможет вам без труда сдать экзамены с хорошим настроением и прекрасным самочувствием.

Фельдшер-валеолог УЗ «Берестовицкая ЦРБ» Киган Л.В