Всемирный день без табака в 2025 г. проходит под девизом «Что скрывается за маской привлекательности: разоблачим тактику производителей табачной и никотинсодержащей продукции!», направленный на раскрытие приемов, которыми пользуются производители табачных и никотинсодержащих изделий, обращает внимание на приемы индустрии, вынуждающие людей по-прежнему употреблять табак и никотин, и укрепляет нашу коллективную приверженность построению здорового будущего.
Наш мир достиг немалых успехов в борьбе против табака, однако табачная индустрия все так же пытается адаптировать свои приемы к новым условиям, стремясь привлекать и удерживать потребителей. Эти действия, подрывающие здоровье людей, направлены прежде всего на уязвимые группы населения, в особенности на молодежь.
К числу распространенных приемов индустрии относятся:
- использование ароматизаторов и вкусовых добавок: эти добавки предназначены для маскировки резкого вкуса и запаха табака и повышения его вкусовой привлекательности;
- целевой маркетинг: элегантный дизайн изделий, привлекательная упаковка и кампании в цифровых медиа используются для гламуризации вредных продуктов;
- обманчивый дизайн продукции: некоторые изделия имитируют сладости или игрушки, что делает их привлекательными для детей и подростков.
Эти приемы не только подталкивают их к употреблению табака и никотина, но и затрудняют отказ от курения, повышая риск формирования зависимости и развития долгосрочных последствий для здоровья.
Европейскому региону нужна более жесткая антитабачная политика, способная защитить молодежь
Согласно данным, полученным в 2022 г., в Европейском регионе ВОЗ существуют серьезные пробелы в защите детей от электронных сигарет. Использование в электронных сигаретах любых ароматизаторов запрещено только в четырех странах, и еще четыре страны регламентируют использование конкретных вкусовых добавок. Запрет любых форм рекламы, стимулирования продажи и спонсорства электронных сигарет действует лишь в 11 странах, в 36 странах действует частичный запрет, а шесть стран никак не регламентируют эти вопросы. Эти пробелы делают молодежь особенно уязвимой перед целевым маркетингом электронных сигарет.
Среди молодежи растут показатели использования никотинсодержащей продукции, такой как электронные сигареты и никотиновые паучи. В 2022 г. в Европейском регионе электронные сигареты использовали 12,5% подростков и, при этом, всего лишь 2% взрослых. В некоторых странах показатели использования электронных сигарет среди детей школьного возраста в 2-3 раза превышали показатели курения традиционных сигарет, и эта тревожная тенденция требует принятия неотложных мер.
Всемирный день без табака 2025 г. станет возможностью пролить свет на приемы индустрии, вынуждающие людей по-прежнему употреблять табак и никотин, и укрепить нашу коллективную приверженность построению здорового будущего.
Врач психотерапевт
Ботвин Н.О