Алкоголизм издавна является одной из важнейших проблем общества. К сожалению, по сей день проблема злоупотребления спиртными напитками по-прежнему актуальна. И в первую очередь от этой проблемы страдает семья.
Алкоголизм относится к одному из наиболее распространенных видов зависимости или аддикции (от английского слова «addiction» — пристрастие, неистребимая привычка). Психологи и медики все чаще прибегают к термину «созависимость», которым обозначают ближайшее окружение зависимого человека. Например, Василий Н., страдающий алкоголизмом, будет зависимым, а его жена и дети – созависимыми.
Человек, зависимый от алкоголя, «вовлекает» в болезнь всех близких ему людей, у которых формируется созависимость как специфическая реакция. Тем самым созависимые члены семьи алкоголика попадают в непростую ситуацию и вынуждены менять свое поведение, образ жизни и даже восприятие мира.
Кто же чаще всего относится к категории созависимых?
- люди, состоящие в браке с больным алкогольной зависимостью;
- родители алкоголика;
- дети, имеющие одного или обоих родителей с алкогольной зависимостью.
Семьи с зависимостью имеют отклонения от нормального развития на 3 уровнях:
- Психологический уровень.
Во-первых, система защиты и подавленные (невыраженные) чувства становятся проблемой для всех членов семьи. Защита от боли — лишь один из симптомов психологического неблагополучия. Во-вторых, для семей с зависимостью характерно отрицание — нежелание видеть, в чем причина всех проблем в семье. Прежде всего, созависимые ведут себя так, будто проблемы нет. Скрывают ее от себя и окружающих, не выдают главного «семейного секрета», лишая себя тем самым возможности получить помощь извне. В-третьих, стараются избежать столкновения с проблемой, например, отказываются ходить вместе на вечеринки, не говорят о проблеме, оправдывают чрезмерное употребление алкоголя.
- Физический уровень.
На физическом уровне у членов семьи тоже происходят изменения. В их основе лежат эти самые отрицательные чувства, усиление напряженности, беспокойства и постоянный стресс. Организм реагирует на стресс заболеваниями типа гипертонии, мигрени, язвы желудка, проблем с перееданием или недоеданием, сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями.
- Поведенческий уровень.
Прежде всего, это поглощенность поведением зависимого человека, которое все больше выходит из-под его контроля. Члены семьи начинают контролировать поведение зависимого члена семьи: уничтожать алкоголь, забирать деньги, умолять, покрывать последствия, оправдывать, поддерживать алиби, связанные с употреблением, платить долги.
- Социальный уровень.
Жизнь в семье становится хаотичной, болезненной и непредсказуемой и в результате этого появляются новые роли, правила и ритуалы. Продуктивное общение в семье исчезает, члены семьи отделяются друг от друга из-за болезненности взаимоотношений и от окружающих из-за страха разоблачения. Неписаные правила, по которым начинает функционировать семья, гласят: не говори, не чувствуй, не доверяй.
Чаще всего в алкогольной семье страдают, в первую очередь, дети, которые не могут ничего изменить. Дети в семьях с зависимостью чаще всего чувствуют себя:
- виноватыми и ответственными за пьянство родителей;
- нелюбимыми и незамечаемыми, как будто они невидимки, поскольку вся жизнь в доме вертится вокруг больного родителя;
- неуверенными и незащищенными из-за вечного непостоянства поведения родителей, их отношения к детям и царящих в доме правил;
- они испытывают страх, что родитель-алкоголик заболеет, попадет в катастрофу, умрет;
- стесняются поведения больного родителя в общественном месте;
- стыдятся «пятна» на своей семье и необходимости постоянно скрывать «секрет» семьи;
- напуганы внутрисемейной агрессией и жестоким обращением.
Достаточно часто дети подвергаются избиениям, им угрожают, на них кричат. Самым страшным последствием воспитания в алкогольной семье являются проблемы ребенка с созданием собственной семьи в будущем. Известно, что дети подсознательно копируют отношения в родительской семье в собственной семейной жизни. При всей парадоксальности выбор супруга чаще всего обусловлен сходством с родителем противоположного пола.
В качестве примера можно привести историю Марины Г. С самого детства Марина видела нетрезвого отца. Больной алкоголизмом отец Марины, Василий Г. был жестоким человеком, регулярно избивающим свою жену и дочь. Когда Марине было 20 лет, она вышла замуж. Брак оказался неудачным – муж пил и поднимал руку на нее и их сына. В 23 года Марина развелась, а через год снова вступила в брак. Но новый муж оказался алкоголиком. Марина родила еще одного ребенка и по-прежнему живет в алкогольной семье. Казалось бы, зачем Марине мучиться самой и мучить своих детей? Неужели она не помнит, как сама боялась в детстве своего пьяного отца? Но на самом деле Марина Г. настолько привыкла к такой модели семьи, что неосознанно выбирала мужчин, похожих на отца – таких же алкоголиков.
Женщины, которые живут с человеком, больным алкоголизмом «ради детей» должны понимать – они своими руками калечат будущее своих сыновей и дочерей. Дети, рожденные или воспитанные в семьях с зависимостью, подвержены большему риску пристраститься к алкоголю. В этом свою роль, по-видимому, играют как генетические факторы, так и влияние непосредственного окружения. Например, мальчики, родившиеся в семье алкоголика, даже воспитываясь в семье, усыновившей их, подвергаются в 4 раза большему риску стать алкоголиками, чем мальчики, родившиеся в нормальных семьях. Употребление алкоголя родителями и позитивное отношение к алкоголю в семьях, где родителя для того, чтобы расслабиться, много пьют, имеется большая вероятность, что подростки начнут употреблять алкогольные напитки. Чем больше членов семьи употребляют алкоголь, тем выше риск.
Таким образом, семьи с зависимостью характеризуются рядом проблем, охватывающих социальную, психическую и физиологическую сферы жизнедеятельности не только самого больного, но и его членов семьи. Отношения в семье нарушены, особую травму получают дети. Не ждите, что проблема решиться сама собой. Без квалифицированной медицинской помощи решить проблему алкоголизма невозможно.
Инструктор-валеолог УЗ «Берестовицкая ЦРБ» Киган Л.В.